МЕНЮ (нажми)

Обкатка зимних шипованных шин

1. Нормативно-законодательная база
Итак, начнём с самого простого и однозначного – с нормативной составляющей: существуют "Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, являющиеся основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории Российской Федерации.

Пункт 8.1 гласит:
  • b. произвести обкатку шин в пределах 0,8 - 1,0 тыс. км; скорость движения в период обкатки не должна превышать 60 км/ч для легковых и 50 км/ч для грузовых автомобилей, автобусов.
С юридической составляющей теперь всё однозначно – обкатка шипованных шин нужна и даже обязательна, имеются рекомендованные расстояния и скорости.

2. Тонкости ошиповки шин
Теперь давайте рассмотрим вопрос необходимости обкатки шин с шипами противоскольжения с точки зрения ошиповки.
При ошиповке шин автоматически подаётся увлажняющая смесь (вода со специальным шампунем) в каждое отверстие, куда затем устанавливается шип противоскольжения. Такая смесь выступает смазкой для облегчения ошиповки и предохраняет от образования микронадрывов. Применение смазки обязательно, т.к. ремонтный шип имеет диаметр фланца 12мм – это размер нижней «шляпки», уходящей в резину как якорь, а диаметр готового отверстия в легковых шинах редко превышает 3-5мм. Отверстие растягивается губками пистолета и шип под давлением запрессовывается, затем губки отпускают край и резина «схлопывается».

С точки зрения ошиповки, обкатка шин преследует несколько целей:
  • выведение остатков увлажняющей смеси из-под фланца – со дна отверстия;
  • снятие напряжения с самой резины, в том числе и вокруг шипа;
  • стабилизация шипа в отверстии.Это всё достигается путём того, что автомобиль на новых ошипованных шинах проезжает некоторое расстояние на невысоких скоростях и в спокойном темпе и желательно – при положительной температуре воздуха, когда резина чуть «теплее», чем зимой. При предварительной обкатке шип в отверстии слегка покачивается (на десятые доли мм), занимая удобное для себя место, как водитель в сидении нового автомобиля ищет оптимальное положение. С точки зрения ошиповки обкатка резины особенно важна для долговечности шипов, т.к. если первые же выезды будут сопряжены с высокими скоростями, резкими ускорениями, торможениями и боковым сносом – велика вероятность того, что шип в разогретой резине займёт положение, удобное для уменьшения сопротивления. Т.е. попросту ляжет на бок, приблизив один из краёв фланца к поверхности (вместо того, чтобы сидеть как якорь – строго вертикально) и зафиксируется в таком положении, тогда последующие экстремальные маневры будут его вырывать из уже ослабленного положения.

    3. Нюансы хранения шин
    Перед длительным хранением шины рекомендуется обрабатывать консервирующим средством, которое предотвращает испарение масел и технического углерода из состава резины, чтобы она менее активно теряла свои свойства. Кстати, в том числе и с испарением связано ухудшение или изменение поведения шин на дороге после сезонного хранения (когда покрышка уже не первый год в эксплуатации).

    И с этим же связан и запрет на хранение шин в квартирах, на балконах и вообще вблизи жилища: испарения вредны для здоровья и пожароопасны.
    Если резина в процессе хранения вместе с испарением веществ из состава потеряла заданные ей заводом-изготовителем эластичность, мягкость и упругость или наоборот – приобрели излишнюю валкость и ватность, то в процессе неспешной обкатки вы это почувствуете, а в сложной ситуации - успеете ли?

    Соответственно, для устранения с поверхности этих консервантов обкатка также показана.

    4. Особенности розничной продажи шин
    Кроме того, многие розничные магазины и частные продавцы подержанных покрышек, у которых можно купить зимние шипованные шины, используют различные чернители покрышек для придания им блеска и привлекательного внешнего вида. В составе таких средств (а также сделанных своими руками) могут быть силикон, масла, глицерин и даже гуталин и средства для чистки обуви.

    Каждый водитель должен понимать: любые смеси на поверхности резины могут выступать лубрикантами (смазками) и отрицательно влиять на фрикционные свойства шины, определяющие силу замедления автомобиля и, как следствие – ухудшать управляемость и увеличивать тормозной путь, что недопустимо в любой сезон, а зимой – особенно критично.

    И в этом ещё одна причина рекомендации обкатывать зимние шины ещё до наступления холодов: при положительной температуре и на асфальте, не скованном льдом, процесс удаления посторонних составов с поверхности резины пройдёт более эффективно.

    5. Психологический фактор
    Ещё один немаловажный аргумент в пользу обкатки – психологический фактор, необходимость морально настроиться на иное поведение шины на дороге. Этот фактор актуален и для новых шин, и для бывших в употреблении.

  • Вы просто-напросто отвыкли от старых покрышек за сезон, а зимние шины очень сильно отличаются от летних управляемостью при любых дорожных условиях (сухой асфальт, мокрая дорога, грязь, снег, лёд) из-за разницы по большинству параметров: состав, рисунок протектора, твёрдость; Проверенные шины, которым вы уже не первый год доверяете свою безопасность, после хранения могут удивить непривычным поведением, обкатка - вот решение!

    6. Особенности выбора шин
    Новые шины действительно могут необычно вести себя на дороге по нескольким причинам:

  • они не обкатаны, а, как мы уже выяснили ранее – это важно по всем пунктам;
  • шипы за прошлый сезон активной езды износились в шине и уже не способны обеспечить то же сцепление, что раньше;
  • в этот раз вы не удачно выбрали модель шин и они не совсем подходят вам и вашему стилю езды или вообще вашему автомобилю;
  • качество конкретной шины, как бы банально это ни звучало - параметр весьма важный.И очень важно не отложить выяснение двух последних факторов на день сложных метеоусловий и трудностей на дороге.
    Выводы

    Резюмируя всё вышесказанное, для правильной обкатки шин, рекомендуем
    - ПОДНЯТЬ давление в шинах + 20% от рекомендуемой производителем автомобиля;

    - произвести обкатку шин в пределах 0,8 - 1,0 тыс. км; без резких торможений и пробуксовок, МАКСИМАЛЬНО аккуратно на рельсах, стыках дорог, ямах и др неровностях дороги;
    - скорость движения в период обкатки НЕ ДОЛЖНА превышать 60 км/ч для легковых и 50 км/ч для грузовых автомобилей, автобусов.
    Далее, по желанию, снизить давление шин, но рабочее давление (для повседневной эксплуатации) должно быть НЕ МЕНЕЕ чем +10% к давлению рекомендуемому производителем автомобиля.

    Пример: рекомендуемое давление указанное производителем автомобиля 2,2 атм. Прибавляем +20%, получается 2,64 атм, округляем в большую сторону, получаем 2,7 атм. Накачиваем шины до 2,7 атм, производим обкатку шин в пределах 0,8 - 1,0 тыс.км, с максимальной скоростью 60 км/ч по городу, 80 км/ч по трассе. После обкатки снижаем давление до + 10% к рекомендуемому давлению указанному производителем автомобиля.

    Обязательно учитывайте ФАКТЫ, что ОСНОВНЫМИ причинами выпадения шипов, являются: эксплуатация без предварительной обкатки шин и низкое давление в шинах!

    Многие из вышеприведённых причин для обкатки зимней резины столь же актуальны и для другого сезона - при смене шин с зимних на летние. Они новые или б/у, они хранились и вы от них отвыкли, так что обкатывать летние шины тоже рекомендуется.

    Необходимость обкатки - не миф: этот нехитрый процесс позволит избежать непредвиденных неприятных ситуаций, связанных с изменённым поведением автомобиля на дороге, подготовиться и освежить ощущения вождения на принципиально других шинах, обезопасить себя от неподходящей или некачественной модели автошин, а также продлить срок службы самой шины и шипов противоскольжения. А продление срока эксплуатации шин - это прямая экономия.

    Резкие ускорения, торможения и боковой снос вредны для новых необкатанных шин любого типа: летних, зимних и всесезонных, ошипованных и фрикционных, а также для тех покрышек, что хранились между сезонами.

    И нормативные документы, и производители шин, и компании, занимающиеся ошиповкой, и опытные водители-практики единогласно рекомендуют выполнять предварительную обкатку зимних шин в спокойном темпе, на низких скоростях и до наступления холодов.
Made on
Tilda